Уж чем прошлый год был хорош, так это тем, что я по-настоящему открыла для себя немецких авторов. Очень обнадеживающее чувство – когда вдруг за пеленой беспросветной немецкой скуки и педантичности малых произведений внезапно обнаруживаешь захватывающие огромные романы. Начинаешь читать и очень быстро погружаешься в бездну сложного и вкусного языка, гигантских предложений, вопиющего сюрреализма. Барахтаешься в теплой мягкой вате текста, которая залепляет глаза и уши, заслоняет окружающий мир, и думаешь: вот бы книга никогда не заканчивалась! «Жестяной барабан» Гюнтера Грасса был не первой, а второй ласточкой, которая хоть не открыла, но закрепила мою любовь. Начиная читать, я ожидала чего угодно, то есть, не ожидала ничего. И правильно! Потому что разве можно предугадать историю взрослого карлика, который сегодня находится в специальном лечебном учреждении, а в три года принял осознанное решение искалечить себя, дабы не расти и не попадать в мир взрослых? В его жизни было все – барабан, резанье стекла голосом, неверная мать, два отца, предательство им обоих, женщины, цирк, друзья, слава и музыка. И это - несмотря на отчаянные старания не участвовать. Роман «Жестяной барабан» - крепкое сплетение индивидуального и общественного опыта, в котором описано становление и падение фашистского режима в Германии, дележ Польши, поражение в войне, дележ Германии, и то, как неизбежно после темного времени наступает рассвет. Помимо всего прочего и вопреки сюрреалистичности, «Жестяной барабан» - еще и достоверный исторический роман, охватывающий несколько десятилетий западной Европы.